Название эксперимента:
«Формирование модели дистанционного обучения иностранным языкам в условиях образовательного учреждения».
Исполнитель эксперимента - Смирнова И. В., учитель иностранного языка гимназии № 7
г. Мурманска.
Научный руководитель – Лузик Н. С., доцент кафедры филологических дисциплин МОИПКРОиК.
База эксперимента – гимназия № 7, г. Мурманск
Участники эксперимента – администрация ОУ, учителя иностранного языка, обучающиеся 5-11 классов.
Основная идея эксперимента.
Организовать разработку методического обеспечения для обучения иностранному языку в рамках выбранных моделей и проверить эффективность моделей в практике преподавания иностранного языка в гимназии.
Научная база эксперимента.
Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций (Полат Е.С., Петров А.Е., Аксенов Ю.В.)
Дидактические основы дистанционного обучения (А. А. Андреев)
Концепция организации автономной учебной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка. (Коряковцева Н. Ф.)
Актуальность эксперимента.
Теория и практика организации дистанционного обучения иностранному языку выявила ряд противоречий, определивших актуальность эксперимента:
• между возрастающей ролью иностранного языка в современном мире и низкая мотивация детей к его изучению в рамках традиционной системы
• между установкой на личностно-ориентированное обучение, и отсутствие средств и методов для его воплощения на уроках, необходимостью раскрытия потенциала ученика и ограниченностью средств для его реализации.
• между интенсивно развивающейся информационной средой и технологиями телекоммуникаций и отсутствием должной образовательной поддержки со стороны школы и педагогов с точки зрения творческой самореализации обучающихся, формирования их информационных и коммуникативных компетенций.
Для решения вышеперечисленных проблем требуется отбор, разработка методических средств (новшеств) и их экспериментальная проверка на практике. Одним из таких средств является дистанционное обучение.
Предмет эксперимента – дистанционное обучение иностранному языку
Объект эксперимента – процесс использования дистанционного обучения иностранному языку в школе.
Цель эксперимента.
Основная цель эксперимента - отобрать адекватные задачам обучения иностранному языку модели дистанционного обучения, определить условия их реализации, разработать дистанционные курсы, согласно отобранных моделей, и проверить эффективность их использования на практике.
Гипотеза эксперимента.
Образовательный процесс по иностранному языку с использованием дистанционного обучения будет эффективным средством повышения качества обучения, развития личностных качеств обучающихся, если:
1. Разработать и реализовать принципы организации дистанционного учебного процесса.
2. Разработать учебно-методический комплект для обучения иностранному языку.
3. Использовать индивидуальные образовательные программы обучающихся.
4. Определить механизмы взаимодействия педагога и обучающегося.
Исходя из цели и гипотезы, можно выделить следующие задачи:
Диагностические задачи:
1. Диагностика уровня обученности учащихся, их личностных качеств, готовности к автономной учебной деятельности.
2. Диагностика готовности педагогических кадров к организации дистанционного обучения.
3. Диагностика материальных и технических условий ОУ для организации дистанционного обучения.
Проектировочные задачи:
1. Изучение и отбор модели в соответствии со спецификой предмета, целями обучения иностранному языку, потребностями обучающихся.
2. Проектирование учебно-методического комплекса для организации ДО.
4. Разработка критериев оценивания эффективности ДО для основных субъектов образовательного процесса – учащихся, педагогов, администрации ОУ, родителей.
Формирующие задачи:
• Раскрытие потенциала как учащегося, так и педагогов, их творческая самореализация, готовность к активной адаптации в условиях меняющегося мира.
• Формирование качеств личности, ключевых компетенций обучающегося.
• Обеспечение образовательных приращений участников эксперимента.
Ожидаемые результаты.
В результате проведения эксперимента планируется:
- выявить наиболее оптимальную модель дистанционного обучения иностранному языку;
- разработать дидактический комплекс для отобранной модели;
- разработать рекомендации по реализации в массовой практике те новшества, которые оказались эффективны.
Этапы эксперимента.
2008 – 2009 год
Сентябрь - октябрь - диагностика материально-технической базы ОУ, готовности педагогов к организации ДО, определение перечня личностных качеств ( когнитивных, креативных) и умений (оргдеятельностных) обучающихся, подлежащих развитию средствами технологии дистанционного обучения.
Октябрь - ноябрь - разработка материалов для диагностики обучающихся. Проведение диагностики. Обработка результатов.
Ноябрь-декабрь – изучение существующих моделей организации дистанционного обучения, определение приоритетных моделей с точки зрения предмета.
Декабрь - апрель - проектирование дистанционных курсов.
Май – создание учебно-методических комплектов для ДО.
2009 -
Сентябрь - январь – диагностика и анализ уровня обученности и сформированности личностных качеств обучающихся, внедрение дистанционного обучения.
Январь – подведение итогов работы за первое полугодие, корректировка спроектированных курсов.
Февраль – апрель - продолжение работы по внедрению ДО с учётом корректировки.
Май – подведение итогов работы за год, оформление результатов эксперимента в виде рекомендаций учителям иностранного языка.